Композитор Инна Канашева

Звукорежисер Сергей Канашев

+ 7   ( 9 0 3 )   9 7 0 6 7 5 7
Главная | Статьи | Запись академической музыки – собственный взгляд, новое решение..

Запись академической музыки – собственный взгляд, новое решение..

 

Звукозапись симфонического оркестра является наиболее сложной и трудоемкой, поскольку требует хорошо оснащенного и при этом звучащего помещения, качественного звукового тракта и его компонентов, а также согласованной работы звукорежиссера, дирижера, оркестрантов и других участников процесса.

 

Современная методика записи симфонического оркестра использует многомикрофонную технологию, когда на каждую группу инструментов и отдельные инструменты устанавливается отдельный микрофон. Далее, сигналы от этих микрофонов смешиваются в многоканальном микшерном пульте и подаются на стерео рекордер, или же каждый микрофонный канал записывается на отдельную дорожку многоканального рекордера и уже потом происходит сведение записи в стерео для последующего тиража на носителе.

 

Недостаток такой методики заключается в том, что разрушается ощущение единого звукового пространства, где размещён оркестр, - оказывается нарушенной естественная звуковая перспектива. Каждая группа инструментов, записанная близкорасположенным микрофоном, звучит слишком "ярко", неестественно, поскольку звучание инструмента формируется на некотором расстоянии от него, а микрофон, как правило, расположен гораздо ближе. Также пропадает естественная реверберация зала, в котором происходит запись. При сведении в стерео такой записи звучание всех групп музыкальных инструментов сливается в единый звуковой план, теряется ощущение глубины оркестра.

 

Чтобы восполнить потерю пространственности звучания или, говоря другими словами, смоделировать акустику зала, звукорежиссёр вынужден прибегать к искусственной, электронной реверберации, которая не может заменить акустику лучших концертных залов.

 

В результате мы имеем неестественно плоский звук, не имеющий ничего общего со звучанием реального оркестра в концертном зале.

 

Во многом это происходит из-за того, что многие практикующие звукорежиссёры полагают, что именно на небольшом расстоянии от микрофона в записи получается наиболее естественный тембр инструмента, а с увеличением расстояния между инструментом и микрофоном тембр начинает "тускнеть", в звучании становится меньше обертонов, ухудшается атака. Но слушатель в концертном зале, как правило, не чувствует никакой деградации звучания на значительном удалении от оркестра. Исследования, проведённые компанией T&C Audio, совместно с нашей студией, показали, что уменьшение высоких частот с увеличением расстояния до микрофона действительно имеет место быть, однако влияние такого ослабления сильнее сказываются при недостаточно хорошем качестве звуковых компонентов (микрофоны, кабели, предусилители, микшеры, конверторы и т.д.). Однако при более тщательной проработке всех элементов звукозаписывающей системы (вплоть до разработки новых, оригинальных компонентов), такой эффект практически исчезает, что позволяет нам установить общие микрофоны в точке наилучшего звучания всего оркестра, без потери естественности звучания. Данная методика записи позволяет сохранить естественные тембральные и пространственные характеристики звучания конкретного оркестра в конкретном зале, а также достичь "эффекта присутствия" при воспроизведении записи в домашних условиях, поскольку слушатель в концертном зале слышит каждый из инструментов именно из той точки, где данный инструмент расположен. При этом не стоит забывать, что в зале для каждого инструмента строится собственная картина реверберации. При прослушивании музыкальных произведений в зале, зрительный и слуховой образы не "распадаются" - складывается абсолютно естественная пространственная картина звукового и визуального восприятия. Если же мы слышим оркестр в записи, сделанной по традиционной многоканальной технологии – сразу возникает дискомфортное ощущение неестественно плоского звучания с искажёнными тембрами и без ощущения пространства зала.

 

 

 

Методика звукозаписи оркестра из одной точки не нова, ведь в эпоху граммофонных пластинок, никто и не помышлял о многоканальных записях – ведь мембрана, принимающая звуковые колебания, была всего одна. Далее, с появлением электронных ламп и микрофонов, методика оставалась той же – техники звукозаписи находили точку, в которой оркестр звучал сбалансировано, и помещали в эту точку микрофон. С появлением стерео стали использовать пару микрофонов, но это принципиально не меняло методики – запись проводилась из одной точки пространства. Подобные записи, сделанные до середины 70-х годов прошлого века, очень высоко ценятся многими меломанами и профессиональными музыкантами. В более позднее время технический прогресс и маркетинг не лучшим образом повлияли на индустрию звукозаписи академической музыки. Компании – производители, разрабатывающие и выпускающие многоканальные системы записи, стали навязывать звукорежиссёрам мнение, что большой оркестр нельзя записать из одной точки и необходимо купить именно такое многоканальное оборудование. Практически это завело звукозаписывающую индустрию в тупик.

 

Если раньше по звучанию записи можно было легко определить, какой конкретно оркестр и в каком зале записан, то теперь все записи стали звучать одинаково уныло и невыразительно. При прослушивании таких записей очень часто возникает желание просто выключить звук…

 

 

 

Методика записи академической музыки, предлагаемая нашей студией, это, с одной стороны, возврат к записям с минимальным количеством микрофонов, размещённых в некоторой точке концертного зала, с другой стороны – это новый технологический уровень, позволяющий максимально приблизить звучание записи к звучанию оркестра в зале.

 

Работы по созданию такой системы велись в течение пяти лет; в этой работе участвовали компании "T&C Audio", студия "LiberTone", "Неватон" и "НИИ Звука". Результаты этой работы высоко оценили многие известные музыканты – Юрий Башмет, Елена Образцова, Валерий Гергиев, Галина Вишневская и другие.

 

 

Сергей Канашев.