Композитор Инна Канашева

Звукорежисер Сергей Канашев

+ 7   ( 9 0 3 )   9 7 0 6 7 5 7
Главная | Статьи | Развитие тембрового чувства на уроках синтезатора

Развитие тембрового чувства на уроках синтезатора

Развитие тембрового чувства на уроках синтезатора

 

И. Канашева,

Преподаватель по классу ЭМИ,

ДШИ «Вдохновение»,

Всероссийская научно-практическая конференция

«Компьютерные технологии в развитии музыкальной одаренности детей и юношества» , апрель 2012г.

 (сборник научных статей)

 

 

 

Синтезатор – инструмент с богатейшими возможностями. Задача преподавателя на занятиях в классе синтезатора – не только научить ребенка исполнять произведения, которые положено проходить по программе, но и обосновывать выбор каждого тембра для тех или иных произведений, чувствовать каждый тембр и его возможности. В противном случае степень участия учащегося в процессе аранжировки становится минимальной. Ребенок с готовностью исполняет пьесы, аранжированные преподавателем, умеет сам программировать синтезатор согласно уже написанной программе аранжировки, данной, к примеру, в сборнике, но сам не может объяснить, почему в данной пьесе используется именно этот тембр. Зачастую не могут этого объяснить и сами преподаватели. Поэтому становится возможным появление односторонних и весьма субъективных представлений об использовании тембрового богатства синтезатора, результатом которых становится появление  бедных, невыразительных аранжировок, которые не могут служить  образцом  формирования тембрового чувства учащегося.

Формирование такового чувства становится одной из важнейших задач на уроке синтезатора. Следует иметь в виду, что основным средством для этого становится накопление слуховых представлений ученика, а также и преподавателя. Опора на звучание реальных инструментов является важным и необходимым компонентом в формировании тембрового чувства. Конечно, далеко не всегда в школах есть возможность показать ребенку тот или иной инструмент, тембр которого используется на уроке синтезатора, но для ребенка очень важно знать, с чем, собственно, он имеет дело. Например, при прохождении стаккато преподаватель предлагает использовать для игры тембр вибрафона, потому что звук его обладает яркой атакой, коротким затуханием, поскольку извлекается посредством удара палочкой с головками в виде шариков по металлической пластине. Для ребенка первого года обучения за этими словами ничего не стоит. Он будет послушно выбирать тембр вибрафона для игры стаккато, но этот тембр никогда не станет для него живым; а потом, ведь не только вибрафон пригоден для игры стаккато, другие инструменты могут оказаться гораздо пригодней для этого в зависимости от задач аранжировки. Поэтому необходимо «оживлять» уроки синтезатора знакомством с реальными инструментами, приемами звукоизвлечения, прослушиванием музыкальных отрывков с участием этих инструментов. Это может сделать урок по-настоящему увлекательным и максимально полезным, особенно на начальных этапах обучения. Конечно, потребуются специальные знания преподавателя и множество наглядного материала. Сейчас, благодаря сети Интернет, задача преподавателя намного облегчается. Существуют мультимедийные пособия по типу музыкальной энциклопедии, их выбор на рынке достаточно обширен, но не каждого может устроить качество материала или музыкальных иллюстраций этих пособий. Поэтому становится возможным использовать технологию презентации как удобной формы подачи материала, которая позволяет и продемонстрировать инструмент, тембр которого используется, и прослушать музыкальную иллюстрацию, или даже посмотреть видеоиллюстрацию, познакомиться с реальным диапазоном инструмента и приемами звукоизвлечения, штрихами. Особенно это становится важным для работы с аранжировками на синтезаторе – учащийся никогда не будет использовать флейту для игры мелодии в малой октаве и не поручит очень быстрый стаккатный пассаж струнным пиццикато, поскольку он будет ознакомлен с реальными возможностями тех инструментов, тембры которых использует. Более того, важно, чтобы у учащегося под руководством преподавателя проходил сравнительный анализ реального и синтезаторного тембров. Как сыграть на синтезаторе так, чтобы приблизиться к игре живых инструментов? С чем соединить сольный тембр, чтобы добиться определенной плотности звучания?  Какой тембр лучше использовать в данной стилистике? Постепенно накапливая базу слуховых музыкальных впечатлений и собственного игрового опыта, ученик начинает подходить к процессу аранжировки по-настоящему осознанно. Тогда аранжировки на синтезаторе приобретают действительно «живое» звучание настолько, насколько это возможно.

Естественно, не стоит начинающему ученику читать лекции по инструментовке, но какие-то совершенно необходимые знания вполне возможно преподнести ему в такой интересной и познавательной форме – форме презентации на компьютере. Конечно, для подобной работы требуются хорошие синтезаторы с хорошими звуками, а также хорошая звуковоспроизводящая аппаратура для прослушивания музыкальных примеров; сами музыкальные примеры тоже должны быть тщательно подобраны и записаны в хорошем качестве.

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети не видят и не слышат музыкальных инструментов, мало ходят на концерты. Конечно, названия инструментов для них – пустой звук. Поэтому технология презентации мне помогает увлечь детей, познакомить их с музыкальными инструментами, их тембрами, названиями. Например, когда мы проходим тембр Strings, я показываю им, что это, оказывается, тембр целого струнного оркестра, что состоит он из нескольких групп инструментов, каждый из которых используется в музыкальной практике и сольно. Там же мы знакомимся с примерами приемов звукоизвлечения, штрихами, пробуем ими поиграть на синтезаторе, фантазируем «музыкально-изобразительные картинки»-импровизации.

Конечно, функция синтезатора – не только и не столько подражание тембрам реальных инструментов, но и в возможности использовать характерные электронные тембры и даже генерировать новые. Когда у ученика есть уже достаточный опыт тембрового освоения синтезатора, электронные тембры довольно быстро укладываются в его слуховую копилку. Опять же, их применение невозможно без конкретного образного репертуара, который должен быть тщательно подобран преподавателем.

В старших классах самостоятельная аранжировка уже становится обязательной частью программы. Здесь открывается замечательная возможность экспериментировать, в частности, интересной будет такая форма работы, когда предлагается отслушать пьесу в авторской инструментовке или в инструментовке преподавателя и предложить свой вариант аранжировки. Он может быть близким к оригиналу, может различаться, но в любом случае, он должен быть обоснован. Должна быть главная линия – образная, которая обрастает интонационным, тембровым, динамическим развитием, призванным раскрыть замысел автора. И задачей преподавателя становится уже не просто научить ребенка играть на синтезаторе, но вручить ему богатейший инструментарий, которым необходимо пользоваться обдуманно и ответственно, чтобы находиться в гармонии с всеобщим музыкальным и образовательным пространством.